Традиции русской семьи

«…Семья является первичным лоном 
человеческой культуры. Мы все 
слагаемся в этом лоне, со всеми 
нашими возможностями, чувствами 
и хотениями; и каждый из нас 
остаётся в течение всей своей 
жизни духовным представителем 
отечески-материнской семьи 
или как бы живым символом ее 
семейственного духа».

                      И.Ильин.

В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.

Семейные отношения имеют свои особенности в крестьянской среде. Русская деревня была сильна своими коллективистскими традициями, хранителями которых были община (мир) и семья.

Народом семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, хранительницей коллективного опыта.

По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена. «…семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша индоевропейская и христианская культура – культура священного очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков; с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. И сама идея «родины», лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, - возникла из недр семьи, как телесного и духовного единства». (И.Ильин).

Для народа семья – важнейшее и непременное условие жизни каждого человека. Холостой образ жизни считали странностью. Мужчину, не создавшего семью, не воспринимали всерьёз, в глазах односельчан он был неполноценным человеком. Если только он не собирался посвятить свою жизнь Богу, т.е. стать монахом.

Одинокий человек не может быть настоящим крестьянином. Он лишен возможности обзаведения самостоятельным хозяйством, следовательно, его жизненный цикл остаётся незавершенным, он оказывается обладателем «неполной» доли, т.е. обделенным судьбой.

Без семьи невозможно не только полноценное хозяйство, но и воспроизводство рода, а значит, оба основания традиции, содержащие религиозно-культовую подоснову, культ Рода и земли, не реализуются. Человек остается не только вне социальности, но и вне религии.

Над парнями, своевременно не женившимся, всегда подшучивали, а во время масленичных гуляний «засидевшимся» женихам вешали на шею колоду.

Признание роли семьи крестьянами в нравственном и материальном благополучии отразилось в многочисленных пословицах. Приведем некоторые их них.

Холостой – полчеловека.

Семейный горшок всегда кипит.

Семейная каша погуще кипит.

Семьёй и горох молотишь.

Семейное согласие всего дороже.

Девушки боялись остаться одинокими, «старыми девами». Хотя и замужем зачастую жизнь была нелегкой, но зато у женщины не было позорного пятна «вековухи». Вот и гадали девушки на женихов и молились покровителям свадеб. На Покров (14 октября) девушки просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком». Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, рано утром бежали в церковь и ставили свечу в честь праздника. Известно поверье: та, что раньше поставит свечу, раньше и замуж выйдет.

Вскоре после Покрова отмечались дни женских заступниц, покровительниц брака и семейной жизни: Параскевы Пятницы (27 октября), Екатерины (7 декабря) – накануне вечером девушки гадали на женихов; великомученицы Варвары (17 декабря); день зачатия Анны (22 декабря). Их тоже молили о женихах. Серьёзное, ответственное понимание брака ярко выражено в многочисленных пословицах и поговорках.

Бери, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться.

Замуж выходи – в оба гляди.

Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться – молись втрое.

Жениться – не лапоть надеть.

Дай, Бог, с кем венчаться, с тем и кончаться.

Добрая женитьба к дому приучает, а худая от дома отлучает.

Один женился – свет увидел; другой женился – с головой пропал.

Дочку замуж отдать – не пирог испечь.

На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.

Красота приглядится, а щи не прихлебаются.

Если же через год после свадьбы в избе не качается колыбель, то изба считается несчастливою. «Бездетность - величайшее несчастье, влекущее за собой приниженность женщины, фальшивые отношения, грубость мужчины, супружескую неверность и т.п. Бездетность расстраивает весь жизненный уклад и сбивает с ритма, одна неестественность порождает другую, и понемногу в доме воцаряется зло». (В. Белов «Лад»).

Бездетность – это безрадостная, неполноценная жизнь, горькая, одинокая старость:

Не дай, Бог, придется
Бобылья помыкать:
Никто не одарит
Водицы глотком.

            В. Чурсин

«У кого детей нет – во грехе живет», - так говорили в старину. Бездетным советовали взять на воспитание сироту, чтобы грехи свои избыть, глядишь, и своих деток Бог пошлет. Часто так оно и бывало: пригреют сироту, а через какие-то годы и свои детки появляются.

К детям на Руси всегда относились с любовью, нелюбимых детей русская деревня не знала:

Детей много бывает, а лишних нет.

У кого детей много – тот не забыт от Бога.

Дети – благодать Божья.

Воспитывали детей, можно сказать, всем миром, всей общиной, всем селом. Взрослые никогда не проходили мимо детской шалости, обязательно вмешаются, а то и накажут, сообщат родителям. А те, поблагодарив, ещё и сами накажут шалуна. Попавшему в беду ребенку охотно помогали. Остался ребенок сиротой – община решала, кому отдать его на воспитание. Если родственники не могли обеспечить полноценное воспитание, то сироту отдавали чужим людям. Община строго контролировала воспитание сироты, обращение с его наследством (к совершеннолетию оно должно быть основой его существования). В случае плохого обращения с сиротой – его могли передать другим людям.

Вдова с малыми детьми бралась общиной под особое покровительство. По общему решению могли миром построить избу, помогали вспахать, засеять и убрать ее надел. Говаривали: «На вдовий двор хоть щепку брось»; «Помощь вдове – это спасение от грехов». В день медового Спаса (14 августа), как считалось, на своем поле работать грешно, а на вдовьем – благо. 30 августа – вдовьи помочи. Приходили, помогали, чем могли.

При всей любви к детям их воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда болтун, заласканный сын – шатун». Крестьянская нравственность, нормы поведения требовали абсолютного, безусловного уважения детьми родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до их выхода замуж. Ни дочь, ни сын не покидали родительский дом по своему желанию. Особое значение всегда придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится. Родительское благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и перед каким-либо ответственным делом (закладка дома, первый выезд в поле и т.д.). В украинских семьях сын перед выездом в поле на пахоту дарит матери платок, а она благословляет его на успешную работу.

Дети-сироты, хотя и благословлялись приемными или крестными родителями, но все же шли за благословением на родные могилки. Анализируя свою жизнь, жизнь близких, друзей, знакомых, убеждаешься, что дела, поступки, совершенные вопреки родительской воле, без родительского благословения, редко бывают успешными.

Крестьяне верили в особую значимость, действенность, силу молитвы за детей.

Мать, проводившая своего единственного сына в армию, однажды почувствовала необъяснимую тревогу, тоскливое беспокойство. Позвонила друзьям, родственникам: «Помолитесь за Васю». Сама пошла в храм, истово, горячо молилась за сына… через какое-то время узнала, что была подорвана машина, в которой ехал ее сын с боевыми товарищами. Он единственный, раненый, остался в живых…

В народе говорят, что молитва матери со дна моря поднимает.

Человек же, получивший проклятие кого-либо из родителей, ожидал для себя тяжелые беды и несчастья. На проклятого окружающие смотрели как на отверженного. Отец и мать были священными для детей. Ещё во времена родового строя человек, поднявший руку на родителей, изгонялся из рода и никто не смел ему дать ни огня, ни воды, ни хлеба. Народная мудрость поучала: «Живы родители – почитай, умерли – поминай».

Народ наш в своих песнях, сказках отца зовет «грозным батюшкой», а мать величает «родимой матушкой», сердце материнское жалостливо. Птица радуется весне, а мать – деткам. У кого есть матка – у того головка гладка. Мать праведна – ограда каменна. Мать о детях днем печальница, в ночь - ночная богомолица.

Нет горше материнской печали о детях: «до веку» ее слезы о них. Материнство – великое счастье, но и безграничная ответственность, ответственность за детей до конца жизни. Материнство – неизбывная радость, но и боль, тревоги, бессонные ночи, бесконечные заботы.

Отец, глава семейства, имел непререкаемый авторитет. Ему и главное место за столом, ему и первый кусок, его слово в семье – последнее.

Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки: «Передний заднему мост». У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим. Заботливые, внимательные отношения в здоровой семье сохранялись между детьми всю жизнь.

С раннего детства детей приучали с уважением относиться к старшим: «Старших и в Орде почитают», «Не смейся над старым и сам будешь стар». «Старость к правде ближний путь знает». Совета просили у мудрейших, а почитали – всех старших.

Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Они и сказку расскажут, лакомство припасут и игрушку смастерят. Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать то, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут. С бабушкой часто устанавливались особо доверительные отношения, что подтверждает пословица: «Сын матери солжет, а старой бабе не солжет».

Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков, безусловным исполнением их заветов, обычаев, традиций: «Как родители наши жили, так и нам велели».

Известный русский философ И. Ильин писал: «… из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и, «следовательно», к истории своего народа порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья есть первооснова родины».

Еще раньше эта мысль была прекрасно выражена А.С. Пушкиным:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Животворящая святыня, 
Земля была б без них мертва;
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.

В народном календаре немало дней, которые могут составить своеобразный календарь семьи.

  • 6 января – сочельник. С особыми обрядами накрывается стол для семейного ужина, которому в этот день придавалось особое значение. Ночью, после службы в церкви, во дворах зажигали костры. По поверью, умершие родители греться у костра приходят.
  • 8 января – Бабьи каши, праздник повивальных бабок. Женщины с детьми, повитыми бабкой, шли с подарками, с добрыми пожеланиями к ней.
  • 11 января – по православному календарю день памяти младенцев «в Вифлееме Иродом избиенных».В этот день особенно заботливо относились к детям, в сумерки загадывали загадки, сказывали сказки.
  • 13 января – Щедрый вечер. Семьёй варят «Васильеву кашу», гадают по ней. Семейный ужин. Щедрованье.
  • 14 января – мальчики обходят дома, засевают.
  • 18 января – крещенский сочельник. Девушки гадают на женихов, окликают суженых. Старики оберегают дом, рисуя мелом знаки креста.
  • 19 января – Крещение. По поверью, на рассвете открывается небо, о чем открытому небу помолишься, то и сбудется. Кто крещен в этот день – счастливый человек. Счастливо в этот день и рукобитьё свадебное.
  • 21 января – Емельяны-перезимники. Угощают кума с кумой. Хорошо кумовьев угостишь – здоровья крестнику добавишь.
  • 8 февраля – Фёдор студит. Покойники по земле тоскуют.
  • 10 февраля – Именины домового. На ночь ставили на загнетку горшок каши – угощение для домового.
  • 16 февраля – Починки. Семьёй начинали ладить сбрую, инструмент к весне.
  • 18 февраля – Агафья-поминальница. Поминают родителей.
  • 24 февраля – Власьев день. Пекли пышки, смазывали их маслом, угощали всех домашних. Бабка от всякой скотинки отрезала по клоку шерсти, выплетала обережные пояски внукам, косицы на запястье.

Суббота мясопустная – поминовение умерших.

Масленица – первый блин за упокой родителей.

В среду зятья гостят у тёщ.

В пятницу устраивали «тёщины вечорки» - приглашали на блины тёщ.

В субботу – золовкины посиделки.

В воскресенье – Прощеный день. Все в семье просят друг у друга прощения.

На масленицу бытовали обычаи, связанные с молодоженами, смотры молодоженов, их гостевание.

Великий пост – 2, 3, 4 субботы – поминальные дни.

4-я неделя – среда – средокрестье, пекут печенье в виде крестов, по поверью, оно имеет целительную силу.

На 5-й неделе устраивали угощение «всему женскому роду».

На вербное воскресенье устраивались детские ярмарки.

Страстная неделя – в четверг на рассвете все омывались водой, чтобы избавиться от болезней и разных напастей. С той же целью все в доме мыли, чистили.

В пятницу пекли куличи, красили яйца.

Воскресенье – всей семьей разговлялись, принимали гостей и сами ходили в гости. Обязательно с угощением посещали дома больных, одиноких людей.

Радоница – вторник после Красной горки. Поминальный день.

Троица – Семик (четверг). Завивали березку, веря, что свяжут крепко думы свои с приглянувшимся парнем. Завивали ветки, желая своей матушке скорого выздоровления.

Суббота – поминальный день.

Воскресенье – девушки гадают на венках.

  • 6 марта – Тимофей-весновей. День почитается старыми людьми, которые выходили посидеть на завалинке, солнышку порадоваться.
  • 14 марта – Евдокия – плющиха. Праздновали женщины этот день, чтобы вдовья горькая судьба своим черным крылом не задела, чтобы одиночество в доме не поселилось.
  • 22 марта – Сороки – пекут печенье в виде «жаворонков», «куличков». Дети весну закликают.
  • 12 апреля – Иоанн Лествичник. Пекли обрядовое печенье «лесенки» - каждому – и старому, и малому.
  • 18 апреля – Федул – теплый ветер подул. Вынимают вторые окна.
  • 22 апреля кругами обходили родники, ключи и колодцы.
  • 3 мая – чтили родовые угорья. Окликали рано утром на могилках умерших пожилые женщины.
  • 8 мая – Марк –ключник. Дети закликают дождь.
  • 15 мая – Борис и Глеб. Соловьиный день. Борису и Глебу молились при ослаблении братской любви.
  • 19 мая – Росенник. Дети катались по росе, взрослые босыми ходили, собирали росу, больных поили.
  • 3 июня – Алена-льносейка. После захода солнца девушки сходились у трех дорог. Они совершали обряд трепания льна, понарошку кудель сучили. Надеялись, что Алена-льносейка увидит их старание и позаботится об их судьбе.
  • 8 июля – Петр и Феврония. Счастливый день для влюбленных.
  • 12 июля – Петров день. Устраивали «отводной стол для кумовьев» или сватьев.
  • 14 июля – Летние Кузьминки. Варили с соседями общую кашу (на природе).
  • 18 июля – Месяцев праздник. Старики наставляли молодых ребят: «Глядеть, как месяц играет, - силы копить».
  • 6 августа – Борис и Глеб-бессонники. Их просят о сохранении рода, о даровании любви между домочадцами.
  • 9 августа – Пантелеймон-целитель. Пожилые женщины идут за травами, загадывая о близких, думая об их здоровье.
  • 14 августа – Первый Спас, медовый. В этот день помогают вдовам и сиротам в полевых работах.
  • 15 августа – Степан-сеновал. Из 12 трав плели в этот день всей семьей венок и вешали над дверью: всю зиму будет он оберегать домочадцев от болезней и напастей.
  • 19 августа – Спас Преображение. Яблочный спас. Откусывая освященное в церкви яблоко, девушки загадывали о любви, а женщины думали о своем веке, старость надо встретить спокойно.
  • 28 августа – Успение. Пекли хлеб из муки зерна нового урожая, освящали этот хлеб в церкви и разговлялись всей семьей этим хлебом.
  • 21 сентября – Рождество Богородицы. Обновляли огонь: старый гасили, а новый возжигали.
  • 22 сентября – Поднесеньев день. Родня собирается у молодоженов.
  • 30 сентября – Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Всесветные бабьи именины.
  • 8 ноября – Дмитриев день. Родительская неделя (поминальная).
  • 14 декабря – Наум-грамотник. Начинали учить детей грамоте.
  • 19 декабря – Николай Чудотворец – покровитель семьи.
  • 22 декабря – Анна Темная. Беременным женщинам нельзя браться ни за какую работу.

А.А.Басаргина

Глава из книги: Басаргина, А.А. Уровки о вечном. - Белгород, 2006

<< список Публикаций

23-24 сентября 2017 года - областной фестиваль живой истории "Белгородская черта"

Белгородская региональная общественная организация
“Историческое общество “РАТНИК”

г. Белгород, улица Сумская, д. 381
vladimir.zhigalov@inbox.ru


Главная
Деятельность
Галерея